forumik.b-domolink.net
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ:Первобытная культура

Перейти вниз

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ:Первобытная культура Empty ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ:Первобытная культура

Сообщение  .!.FANAT.!. Пн Авг 10, 2009 7:57 pm

Наскальные рисунки в долине реки Везер


Эта небольшая река, правый приток Дордони, протекает в западной части Центрального Французского массива. Видимо, в конце палеолита условия для жизни первобытных людей здесь были наиболее благоприятными. Во всяком случае, в долине этой реки удалось обнаружить 147 доисторических стоянок и 25 пещер с наскальной живописью. Среди них такие знаменитые, как открытая в 1864 г. пещера Кро-Маньон, где впервые были найдены скелеты кроманьонцев (отсюда и их название), пещеры Ла-Мадлен, Камбарелль, Лежери, Фон-де-Гом и др. Но, наверное, самая впечатляющая из них - пещера Ласко!

Эта пещера, расположенная поблизости от городка Монтиньяк, была случайно открыта местными школьниками осенью 1944 г. Они же стали ее первыми хранителями, оберегавшими новоявленные сокровища от посторонних. После окончания Второй мировой войны здесь был создан музей.

Пещеру Ласко иногда называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». И действительно, это, по-видимому, высшее художественное достижение эпохи позднего палеолита. Стены пещеры украшают около ста изображений различных животных - зубров, носорогов, быков, лошадей, оленей, козлов, а также сцены охоты. Они написаны с использованием красного, желтого, коричневого и других тонов и обведены темными контурами. Можно согласиться с автором книги об искусстве древнего мира Л.Д. Любимовым, который пишет, что эти рисунки передают «силу зверя, его величие, как бы саму душу, красоту зверя в беге, в порыве и в покое, его вечное и грозное присутствие в окружающем мире».

Осмотр пещеры обычно начинают с так называемого Большого зала, где находятся изображения быков, оленей и выполненные золотистой охрой рисунки скачущих лошадей. Во втором помещении своды украшены колоритными головами баранов и оленей, изображением большой черной коровы. А в третьей части пещеры внимание привлекает уникальная для палеолитического искусства сцена охоты на бизона.

Уникальная древняя живопись пещеры Ласко уцелела во многом благодаря тому, что еще в доисторические времена вход в нее оказался заваленным. Но через два десятка лет после ее открытия на поверхности рисунков стал появляться зеленый грибок. Чтобы предотвратить его распространение, в 1963 г. власти закрыли пещеру для посетителей, а в соседней пещере создали музей Ласко-2, представляющий собой тщательно выполненную копию части изображений пещеры Ласко.


Пещера Альтамира



Не менее знаменитая пещера Альтамира находится на севере Испании, в провинции Сантандер. Она расположена между побережьем Бискайского залива и северными склонами Кантабрийских гор. Эта пещера, вход в которую также оказался засыпанным, была открыта в 1868 г. А через десять лет испанский археолог Марсе-лино Саутуола обнаружил здесь наскальные рисунки позднего палеолита, изображавшие зубров, быков, кабанов, оленей, лошадей и других животных. Живопись Альтамиры также многоцветна: древние художники пользовались охрой, оксидом марганца, древесным углем, мергелем, карбонатом железа.

Все это относится в первую очередь к главному залу пещеры длиной в 18 м, который расположен непосредственно за входным коридором. На его потолке более 15 тыс. лет назад первобытные художники изобразили около 20 бизонов, лошадей и кабанов. При этом каждое животное нарисовано превосходно, с необходимой экспрессией: например, бизоны здесь изображены пасущимися, бегущими, лежащими, ранеными. Но какая-либо общая композиция отсутствует, так что многие изображения накладываются одно на другое. Наскальная живопись была обнаружена и в других частях пещеры, протянувшейся под землей почти на 380 м. Некоторые рисунки, оставленные на потолках ее низких коридоров, удобнее рассматривать - так сказано в путеводителях - лежа на спине.

Долгое время многие расценивали наскальную живопись Альтамиры как подделку, но в начале XX в. подлинность ее была окончательно доказана. Почти целое столетие доступ посетителей в пещеру не ограничивали. Но потом заметили, что искусственное освещение и дыхание людей отрицательно влияют на уникальные древние изображения. Поэтому свободное посещение пещеры фактически запретили, и уж во всяком случае записываться в очередь нужно очень задолго. Зато точную копию Альтамиры можно без затруднений осмотреть в Мадридском археологическом музее.

Затем в Списке Всемирного наследия обнаруживается временной перерыв примерно в десять тысячелетий. Следующие по хронологии из внесенных в него объектов относятся уже к концу неолита, к последующему медно-каменному веку (энеолиту), а отчасти и к бронзовому веку, когда человек стал пользоваться более совершенными орудиями из металла и другими достижениями неолитической революции. К числу этих объектов принадлежат наскальные изображения в двух районах Скандинавии и в Северной Италии.


Наскальные рисунки в Альте


Наскальные рисунки в Альте были обнаружены в 1973 г. на севере Норвегии, в Финмарке. Свое наименование они получили по Альта-фиорду, на берегах которого древние люди оставили более 3000 петрографических изображений. Многие из них с большим мастерством выполнены при помощи молотка и резца и хорошо сохранились. Естественно, что рисунки древних охотников и рыболовов отражают прежде всего их повседневную жизнь. На них преобладают фигуры северных оленей и лосей, самих людей, но есть и изображения медведей, птиц, рыб, лодок, рыболовных и охотничьих принадлежностей. Размеры петроглифов небольшие - от 20 до 40 см. В целом они содержат богатую информацию о людях той далекой эпохи, причем не только об их хозяйственной деятельности, но и о верованиях, практике шаманства. Как и для многих других народов Севера , для них было характерно поклонение медведю, а северных оленей и лосей они считали воплощением духов. В Альте работает музей, а сами эти земли находятся в собственности государства и в ведении Министерства по окружающей среде.

Скальные скульптуры в Тануме


Танум расположен в юго-западной части Швеции, на берегу пролива Скагеррак. Здесь на площади в 50 км2 люди бронзового века оставили сотни петроглифов и рисунков, отображающих их повседневную жизнь. Среди них изображения людей, животных, оружия, судов и др. Местные власти разработали план консервации этого «археологического ландшафта».


Следы первобытного времени


Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры. Почти все это время приходится на древний каменный век (палеолит), который закончился только за 12 тыс. лет до н.э. За ним последовали относительно короткий период среднего каменного века, или мезолита, (12 - 8 тыс. лет до н.э.) и, наконец, период нового каменного века, или неолита, который продолжался с восьмого до третьего тысячелетия до новой эры. Именно в этот последний период произошла так называемая неолитическая революция, означавшая переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В некоторых районах Европы к первобытной эпохе относятся и пришедшие на смену неолиту сначала медный, а затем бронзовый век, когда древние люди стали использовать орудия труда не только из камня, но и из этих металлов.

Первобытное искусство зародилось на территории Европы еще во время позднего палеолита - примерно за 30 тыс. лет до н.э. Речь идет прежде всего о наскальных изображениях - древних рисунках на стенах пещер, на открытых каменных поверхностях и на отдельных камнях. Главными «живописцами» той далекой эпохи стали кроманьонцы, населявшие Западную Европу в те времена. Средства к существованию они добывали в основном групповой охотой на мамонтов, пещерных медведей, волосатых носорогов, зубров, оленей, диких лошадей. Именно они оставили на стенах пещер свои рисунки, сделанные при помощи естественных красителей и окисей металлов. Краску они наносили либо руками, либо при помощи кисточки из трубчатой кости с пучком шерсти какого-нибудь из диких животных на конце, а иногда и просто выдували цветной порошок через трубчатую же кость. Ученые считают, что подобная пещерная живопись имела не только декоративные цели. Изображения животных, вполне возможно, охотничьи племена использовали и для совершения разного рода религиозно-магических церемоний.

Наскальная живопись достигла расцвета в пятнадцатом-тринадцатом тысячелетиях до новой эры. Именно в эту эпоху так называемого вюрмского оледенения древние люди стали покрывать стены и своды пещер настоящими живописными «полотнами», хорошо передававшими форму, пропорции, цвет и объем изображаемых объектов. Самые яркие образцы такого первобытного искусства были обнаружены в пещерах Южной Франции и Северной Испании. Они в первую очередь и вошли в Список Всемирного наследия.
огромной затраты мускульной силы.
.!.FANAT.!.
.!.FANAT.!.
Admin

Сообщения : 37
Дата регистрации : 2009-08-08
Возраст : 30

https://domolink.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения